|
|
|||
|
Термин гуманизм имеет очень много значений, поэтому зачастую его определяют или воспринимают неправильно. О существовании такого идейно-политического или философского направления известно далеко не всем, многие же допускают существование гуманизма как науки, отождествляя его с гуманитарными науками, для остальных гуманизм неизменно ассоциируется с понятием гуманность (от лат. humanitat). Всё это определяет гуманизм в более широком или узком смысле. Что же нам было известно о гуманизме до того, как нам разъяснили это на лекциях? Почти ничего. Некое туманное понятие, зародившееся в эпоху Возрождения, образ мышления, когда на первое место ставится человеческая личность, которая и считается мерилом всего. Хорошенько подумав, кое-кто вспомнил первых гуманистов того времени – Данте, Петрарку и Лоренцо Валла. Вот и всё. Элективный курс «Основы современного гуманизма» призван показать всю многогранность этого понятия, открыть гуманизм именно как прогрессивное направление в развитии современного общества, как идейно-политическое течение, нашедшее выражение в создании гуманистических обществ и партий. Именно в этом своём аспекте гуманизм и предстал перед нами по окончании курса. Человек устроен так, что его мысли постоянно направлены в будущее, для современного же человека характерна чёткая систематизация опыта предыдущих поколений. Поэтому мы задаёмся вопросом: охватил ли всё историческое развитие человечества формационный подход К. Маркса? И приходим к выводу, что прежние звенья этой цепи история вскоре минует. Что же ждёт нас далее? Какое общественное устройство? Можно проследить направление развития человеческого общества в течение всей его истории в четырёх сферах его жизни и, сделав логический вывод, найти ответ. Первые государства возникли несколько тысяч лет назад в Древнем Китае, Древней Индии и Вавилоне, что было связано с возникновением в обществе социального неравенства и конфликтов между людьми. Рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй шли друг за другом, причём формы эксплуатации человеческого труда становились всё мягче. С течением времени у человека появлялось всё больше прав. В эпоху Возрождения заговорили о так называемых естественных правах человека, о которых граждане рабовладельческих государств даже не задумывались. Феодализм приносит и выборные политические и экономические права – права, которыми обладает элита. С капитализмом приходит мысль о всеобщих политических правах, зарождается и развивается понятие социального права (появляются пенсии, выплаты по инвалидности, страховки и так далее). Как видим, с течением времени права человека расширяются и ограничиваются только теми же правами других субъектов. Проблемы чаще всего возникают не при разработке теории права, а при осуществлении его на практике. В XVII веке возникает идея правового государства, идеальной общности, основанной на законе, закон же соблюдается не по принуждению, а благодаря сознательности граждан. Идеал, то есть цель, таким образом, определён, и нам предстоит найти путь к его достижению. Правовое государство – аспект гуманизма в политической сфере, его выражение. А так как мы стремимся к достижению статуса правового государства, то можно говорить о гуманизации политической сферы. Что касается экономической сферы, то здесь, как известно, показателем развитости и успешности экономических процессов является уровень благосостояния граждан. Гуманизм в экономике предполагает достижение такого уровня обеспечения человека материальными ценностями, чтобы он мог полностью посвящать себя заботам о ценностях духовных, мог задумываться над оптимальным нравственным совершенствованием, а не над проблемой выживания, как он вынужден делать теперь из-за нестабильности обстановки в государстве. Именно к этой цели стремится любая демократическая, то есть получившая доверие народа, власть. А, значит, этого пытается достигнуть человек на данном этапе своего развития, как и на протяжении всего своего существования. Таким образом, и решение задач экономического характера так или иначе приводит нас к гуманизму. Сейчас человек имеет своей целью выживание, но гуманизм говорит нам, что так не должно быть. Мы не должны быть рабами государства (ведь государство создал человек и для человека), каковыми мы являемся сейчас, принимая навязываемые нам порядки, чтобы выжить. Мы сами становимся заложниками той машины, которую создали. Человечество пытается найти выход, и этот поиск также есть проявление гуманизма. Это проявление гуманизма, как жизненной философии. На определённом этапе времени гуманизм сыграл очень важную роль – это альтернатива религии. Он позаимствовал всё то разумное, что только было в религии, и отбросил всё ненужное, порождённое невежеством. Кажется, гуманизм вскоре станет основным философским направлением, поскольку он пытается найти ответ на все волнующие человека вопросы, при этом избегая ненаучных методов. То есть, гуманизм приходит на смену религии, как явление более совершенное. Почему же он не может быть чужд человеку как философское учение? Во-первых, он синтезирует в себе всё самое лучшее от религии и науки, решая многолетний спор между ними, как средствами познания, примиряя теистов и атеистов. От религии гуманизм заимствует веру, надежду и любовь – три драгоценные христианские святыни, от науки же – отрицание бездоказательного, ненаучного метода познания окружающего мира. Во-вторых, весь опыт нравственности, с большим трудом нажитый предыдущими поколениями, находит в гуманизме новую жизнь, обосновывается с новой точки зрения. Гуманизм отвечает на вопрос: почему же мы должны утруждать себя соблюдением каких-то правил, ограничивающих нашу свободу, посвящать свои таланты и усилия обществу, другим людям, выбирать тернистый путь добродетели. Всё это мы делаем по закону любви человека к другим людям (с тех пор, как наука заявила нам, что Бога нет, мы стали стыдиться самого главного библейского завета, боясь прослыть неучами, но забывая о том, что завет этот разумен сам по себе, как основное правило нравственности, а не как религиозный догмат), по закону: “поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Раз уж мы живём на Земле все вместе, то должны приспосабливаться друг к другу, притом не стараясь подавить слабых, чтобы получить их долю ресурса, а поддерживать друг друга, чтобы никто не остался за порогом. Гуманизм указывает нам этот путь. Если же человек откажется от этого пути, от пути принятия других людей вместе со всех их правами, это неизбежно приведёт к так называемой “войне всех против всех”, анархии или реализации форм власти деспотической, а также теорий типа “теории золотого миллиарда”. В любом случае, эти состояния враждебности и конфликтности не естественны для человечества и ведут к самоуничтожению. Человек должен, наконец, понять, что он в мире не один. Гуманизм есть единственное оптимальное состояние человечества, при котором и только при котором можно достигнуть высшей степени развитости. |
|||
|
|
|